Служба школьной медиации

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba2Служба школьной медиации (примирения) – это новый  подход к разрешению конфликтов и споров с привлечением детей-медиаторов. Особо важно, чтобы подрастающее поколение умело конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Особенно при столь широком спектре общения часто приходится иметь дело со столкновением интересов. Школьная медиация подразумевает, что можно сократить количество подобных столкновений и облегчить их последствия. А навыку мирно разрешать конфликтные ситуации и уметь их предотвращать, можно обучить!

Структура работы школьной службы медиации

Медиация – процесс, в котором участники (конфликтующие стороны) с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.

Медиатор – нейтральный посредник, помогающий наладить конструктивный диалог между сторонами по поводу возможного разрешения конфликта и в равной степени поддерживающий их в этом. Его главная цель – организовать переговоры таким образом, чтобы стороны пришли в взаимовыгодному решению.

Основные принципы медиации

  • БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ – является центральной в процессе медиации. Медиатор участвует в тех делах, в которых он может оставаться беспристрастным и справедливым.
  • ДОБРОВОЛЬНОСТЬ — принуждение в какой – либо форме недопустимо. Стороны в праве отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и уже в процессе.
  • КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ – защита должна быть обеспечена как самому процессу, так и документам, его касающимся. Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо с возможностью совершения преступления.

 

Основная задача медиатора – не помирить стороны, а создать такие условия, в которых они смогут сами прийти к важному восстановительному эффекту примирения и заключению договора.

Восстановительные действия и совместная выработка решений

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba1

Этапы работы медиатора

I этап. Подготовительный

  • получить информацию о случае
  • определить подходит ли он по критериям для работы с использованием восстановительных программ
  • договориться о проведении индивидуальной встречи

II этап Индивидуальные встречи

  • создание основы для диалога со стороной
  • обсуждение ситуации
  • обсуждение последствий
  • поиск вариантов выхода
  • подготовка к встрече обеих сторон

III этап  Встреча сторон

  • создание условий для диалога между сторонами
  • организация диалога между сторонами
  • поддержка восстановительных действий на встрече и фиксация решения сторон
  • обсуждение будущего
  • заключение соглашения
  • рефлексия встречи

IV этап Аналитическая беседа

  • Может проходить через 2- 3 недели
  • Провести рефлексию результатов медиации
  • Выяснить, выполнено ли достигнутое соглашение
  • Обсудить ценности восстановительного способа разрешения конфликта

Школьная служба примирения

– это форма социально – психологической помощи всем участникам образовательных отношений в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений учащихся.

Задачи школьной службы примирения

1.Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов и ситуаций криминального характера;

2.Обучение школьников методам эффективного урегулирования конфликтов;

3.Содействие передаче опыта применения восстановительного подхода к разрешению конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе и среди родителей учащихся.

Структура деятельности школьной службы примирения

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba3

Функции школьной службы примирения

Восстановительная – состоит в восстановлении взаимоотношений между участниками конфликта и нормализации отношений в школьном сообществе.

Образовательная – предполагает оказание помощи в установлении контакта между учащимися и педагогами и обучение участников медиации практическим навыкам разрешения конфликтных ситуаций, налаживания контакта, снижение эмоционального накала.

Воспитательная – служба примирения позволяет научить взаимодействующие стороны строить коммуникацию, понимать себя и других, контролировать свое эмоциональное состояние, принимать ответственность за исправление ситуации.

Профилактическая – предотвращение повторных появлений конфликтных ситуаций среди участников образовательных отношений.

Состав школьной службы примирения

Куратор – в обязанности входит организация работы службы и ее обеспечение информацией о конфликтах и криминальных ситуациях;

Медиаторы — специалисты – принимают участие в процедуре медиации, обеспечивают теоретическую и практическую подготовку учащихся-медиаторов, развивают службу примирения, учувствуют в супервизиях и поддержке других медиаторов;

Учащиеся 8-11 классов – проведение примирительных программ по конфликтным ситуациям между детьми, а также встреч вместе со взрослыми медиаторами.

Родители, прошедшие обучение.

%d1%80%d0%b8%d1%81%d1%83%d0%bd%d0%be%d0%ba4

 

Правовая основа служб школьной медиации
в образовательных организациях

1.Конституция Российской Федерации;

2.Гражданский кодекс Российской Федерации;

3.Семейный кодекс Российской Федерации;

4.Конвенция о правах ребенка;

5.Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской    Федерации»;

6.Закон РФ от 27 июля 2010г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре  урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»;

7.Указ президента РФ № 761 от 01 июня 2012 г. «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;

8.Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

9.Концепция развития до 2017г. Служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении  детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в РФ. Распоряжение Правительства РФ от 30 июля 2014г. № 1430 — р.

10.ФГОС ориентирован на «становление личностных характеристик выпускника»  («портрет выпускника основной школы»)

Роль родительского сообщества в  работе школьной службы медиации (примирения)

Структура школьной службы медиации

Возникновение конфликтов: оценка ситуации

Конфликт «Учитель — ученик»

Положение о Городском методическом объединении руководителей школьных служб медиации (примирения)

План городского методического объединения руководителей школьных служб медиации (примирения)